Каждому велосипедисту рано или поздно приходится менять колесо или же отдельно втулку. Не важно по какой причине. Будь то это разрыв фланца, износ чашек, износ трещотки или же элементарно захотелось чего-то лучшего и более легкого. Обязательно встает выбор – какую втулку купить? В этой статье мы и поговорим на эту тему. Самая низшая ступень всех втулок - это резьбовые втулки с блоком звезд - трещоткой (здесь имеется ввиду задняя). Про такие втулки скажу только пару слов. Это самые дешевые втулки, используются на самых дешевых велосипедах, трещотка имеет максимум 7 звезд. Самый слабый узел, пожалуй, именно трещотка. А в Электростали найти что-то стоящее практически невозможно. Теперь про насущное. Существуют 2 вида начинки втулок: насыпные подшипники (далее насыпь) и промподшипники (далее промы). Обо всем по порядку.
Втулки на насыпных подшипниках. Сначала немного теории. Внизу представлена очень сильно упрощенная схема втулки.
1 - конус; 2 - чашка; 3- корпус втулки; 4 - шарики; 5 - ось.
Шарики в таких втулках перекатываются между чашкой (2) и конусом (1). Чашка (2) запрессована в корпус втулки (3). Конус (1) навинчивается на ось (5). Хочу обратить внимание, что на рисунке выше показана только одна сторона втулки. С другой стороны всё то же самое. Перемещая конуса по резьбе оси, выбирается осевой зазор в подшипниках. Если конуса перетянуты, то колесо притормаживает, если недотянуты – появляется люфт. В любом случае такие втулки требуют тщательной регулировки.
Насыпь требует переборки (рекомендуется раз в сезон) с полной её разборкой и чисткой. Всё это из-за несовершенной системы защиты от грязи, пыли и воды. Хотя, безусловно, чем дороже втулка, тем лучше она защищена. При этом всём у Вас должна быть в домашней аптечке хорошая густая смазка (лучше тефлоновая). Если уж совсем ничего нет – Литол в руки.
Теперь про стили езды. Насыпь нужно использовать для туристических целей, ХС, шоссе и других дисциплин, которые не несут большую нагрузку на колеса. Стоит сказать, что даже экстремальную линейку втулок Saint не ставят на DH или велосипеды. Попросту не выдерживают таких нагрузок. Даже обычные прыжки с бордюров (при определенном положении планет солнечной системы) могут быть смертельны для таких втулок. Скажете бред? Смотрите дальше.
Убитый конус от фирмы Choosen. Неравномерность дорожки. Скорее всего, причиной стал прыжок. Остался отпечаток от шарика, а потом неровность съело.
Втулка с велосипеда Merida. Треснула чашка. Причина – прыжок.
Немного слов о ремонтопригодности насыпных втулок. За всё время работы изнашиваются чашки, конуса, усталостные напряжения передаются на ось, что делает её более хрупкой. Если конуса с осью можно заменить, то чашки заменить нельзя. В этом случае под замену идет вся втулка.
Теперь про плюсы.
1. Цена. Даже хорошие топовые втулки стоят относительно недорого.
2. У хороших насыпных втулок хороший накат. У дешевых… Может его и не быть. (к Shimano, пожалуй, это не относится) 3. Вес. Несколько легче втулок на промах. О них дальше. Втулки на промышленном подшипнике. Немного теории.
1 - корпус;
2 - ось;
3 - крышки;
4 - подшипники.
Рассмотрим конструкцию. Движущей частью такой втулки являются 2 закрытых промышленных подшипника (4). Подшипник состоит из 5-ти основных частей: наружная обойма, внутренняя обойма, сепаратор, тела качения (в нашем случае шарики) и пыльники. Подшипники (4) запрессовываются в корпус втулки (1). На оси втулки (2) сделаны упоры, для точного позиционирования подшипников в осевом направлении. Снаружи одеваются крышки (3) и фиксируются винтами. Таким образом, подшипники стоят между упорами оси и крышками. Хочу обратить внимание на то, что как бы такую втулку не разбирали, подшипники всегда встанут на прежнее место. Это значит, что втулка не требует регулировки осевого зазора. Снаружи подшипник выглядит так:
Из картинки видно, что пыльник (черное колечко) достоточно герметично закрывает подшипник от попадания пыли, грязи и воды. Какие из этого можно сделать выводы? Подшипник не требует регулярного обслуживания. Весь срок службы он может отходить на заводской смазке. Люфты на таких втулках возникают только при изношенных подшипниках. Хотите убрать люфт? Меняйте подшипник. Другого не дано. Если в насыпи износ чашкек приводит к замене втулки, то здесь такой проблемы нет. Всё решается заменой подшипников.
Стили катания. Абсолютно всё без ограничений. Это хорошие втулки, которым не ведам страх ударов!
Теперь про минусы.
1. Самый первый и самый кусающийся минус - это цена. Самые дешевые втулки Xenium стоят от 3х тысяч комплект. И это далеко не предел. За комплект можно отдать и добрую десятку.
2. Немного лишнего веса. Такие втулки слегка тяжелее, чем насыпь.
3. Ремонт таких втулок производить проще, чем насыпных (выкинул подшипник, поставил новый) НО! Нужен инструмент для выпрессовки/запрессовки подшипников и, собственно, сами подшипники, которые в Москве то дасть бывает тяжело... Не то что в поле...
Выводы.
После нескольких лет работы и возни с разными втулками, я понял, что промы - это оптимальный вариант. Для всего. Качество подшипников высокое, гемороя в переборках нет, лужи, грязь, снег... Пофигу! Всё закрыто. Единственно, чего стоит бояться - цены. Но в конце концов! Чёж каждый год втулки покупаете?
Все работы, описанные в этом разделе, делаются в мастерской
|