И был бы это всего лишь очередной велосипед, который пришел ко мне в ремонт, если бы не одно НО. Но обо всём по порядку...
Надо начать с того, что полной переборкой задних аммортизаторов FOX я не занимаюсь... Простите "не занимался". Дело ограничивалось неполной переборкой, то есть вскрытием воздушной камеры, чисткой и сборкой. Демпфера я не касался. Так я и начал свою работу с этим амортом.
Однако после того, как воздушная камера была вскрыта, у меня в руке остался шток с узлом регулировки... в правой руке.... остался... В левой руке у меня был весь остальной амортизатор. На картинке показано, как он развалился.
а из штока я вывернул...
"ОПА..." - пронеслось у меня в голове... "Ахренеть" - подумал я. Надо сказать, что переборкой амортов я не занимался именно по причине отсутствия оснастки для накачки той самой камеры с азотом. Теперь то вариантов не было... Масло из аморта не вытекало, по причине элементарного его отсутствия, внутри виднелась грязь... Болт, на котором крепится вся конструкция - пополам, в продаже его нету, а аморт я собрать не смогу... Одним словом "попадос".
Плюнув, ругнувшись и покряхтев начал разбирать несчастного... Как "разбирать и собирать" - общеизвестные моменты, я их описывать не буду. Всё давно описано на Веломании . Внутри я нашел...
и вторую часть болтика
Другими словами теперь я его точно просто так не соберу... Какие я сделал выводы?
1. Масла внутри не было, вместо него была вода и грязь, которая попала туда пока неведомым для меня образом.
2. Азот внутри был под малым давлением
3. Детали демпфера с сильной коррозией и их надо восстанавливать. Причем такая коррозия образовывается не за месяц и не за два, а гораздо за больший период времени.
4. Я нихрена не понимаю куда делось масло, если все резинки на вид годные.
Последний вопрос меня мучил больше всего... В любом случае надо продолжать дальше, а там разберемся.
По деталям демпфера принял решение обработать их шкурками Р400, а потом Р2000. В процессе обработки вскрылась сквозная коррозия... Отверстия были малые, поэтому значение им я придавать не стал, тем более запчасти стоят серьезных денег, да и найти их не так-то просто. Снизу картинки ДО и ПОСЛЕ
Теперь остался самый серьезный вопрос: гребаный болт. При детельном рассмотрении это оказалась крайне хитрая деталь. По кусочкам отрисовал модельку
Болт работает в серьезных динамических нагрузках при изменяющихся усилиях растяжения. Через отверстия, расположенные на окружности, протекает демпферное масло, отверстие центральное замыкается клапаном Propedal и должно блокировать поток жидкости. Резьба на таком болтике дюймовая 1/4 20 ниток. По стали выбрал 30ХГСА с твердостью 38 HRC. Эта сталь после закалки очень хорошо работает на растяжение. Одним словом сделал чертеж, а по чертежу сделали деталь.
Опять же по фоксовским чертежам собрал демпфер. Эти чертежи прекрасно находятся в гугле. Получилось вроде красиво
Весь такой радостный приступил к сборке. Опять же процесс сборки описан на просторах веломании и в подробностях рассказывать не буду. Уровень масла в камере - на глубину поршня 50,9мм. Покажу оснастку для накачки компенсационной камеры аморта. Для накачки потребуется три инструмента: ключ, игла и насос высокого давления.
Ключ 4мм со сквозным отверстием диаметром 2,5мм.
Игла состоит из иглы для мячей и впаяной иголки от шприца 20мл. Шприц именно 20мл потому как в шприцах 5мл иголка оказалось тоньше. Никогда не задавался этим вопросом, но теперь знаю. Покрытие на иголке не зачищать. На него прекрасно ложиться олово, а если зачистить, то будут проблемы.
После того, как выставил в уровень поршень, залил масло и закрутил, я начал накачивать компенсационную камеру. Как обычно пишут? Качаешь 60psi, потом спускаешь воздух из винта на крышке. Так я и сделал. Накачал до 60 psi и тут произошло то, чего я никак не ожидал... Масло, поджатое давлением снизу, потекло из под регулировочных рукояток. Ну то есть потекло, это не сочится... Это потекло. После увиденного я понял, что первоначально именно так масло и ушло из демпфера.
Изучив интернет оказалось, что это далеко не редкая проблема RP2/23. Мне было понятно, что дело в резинках (уплотнениях). Но как лечить? Что это за копеечные резинки? Как до них добраться? Где их купить? И самый важный вопрос как ЕГО разобрать???!!! Ведь шток абсолютно гладкий и просто так от не открутится, но обо всём по порядку.
Про резинки. Поизучав схему, мне стало понятно, что проблема в двух резинках. У одной диаметр внутренний 2,5мм (кольцо O-ring 2.5х1), у другой наружный диаметр около 6мм (тоже O-ring 0,05х0,154 дюймов). Так вот. FOX - это капитальный обман. Кольца такого типа (по обозначению) ещё хоть как-то можно найти на ebay или в каких других магазинах, но НЕТ! По факту оказалось, что это какое то внутреннее обозначение фоксов. Первое кольцо это вообще кольцо квадратного сечения!!!!!, а второе размерам не соответствует в принципе. Одним словом всё сделано для того, чтобы покупать ремкомплекты. Объездив пол Москвы я нашел ремкомплект в наличии в Веломаркете ЦСКА - официальный дилер фокс в России. 1200 р - набор демпферных резинок. Проблема этого амортизатора выглядела вот так -
Прокладка квадратного сечения, внутренний диаметр 2,5мм, профиль квадрат со стороной 1 мм. Блин... Я в шоке. 1200 р. За что???? После того, как разобрал верхнюю часть, вытащил куски этой самой резинки, но не буду забегать вперед. Всё по порядку. Дальше встала проблема разборки. Как разобрать то, что гладкое и нельзя царапать?
Поизучав документацию, я понял, что шток сидит в верхней части аморта (корпус с регулировками, назовем его так) на красном фиксаторе резьбы Loctite. Кто сталкивался, тот знает что это крайне качественный фиксатор, разрушающийся при температуре 232°С. Иначе его просто не отвернуть. Погрев его до состояния "аккуратно горячий, но хрен коснешься" мои полуторочасовые попытки отвернуть это дело успехом не увенчались. Пока я катался по столице в поисках ремкомплекта, наткнулся на активных и любознательных ребят с мастерской "Велодоктор". Вот они то мне и помогли отвернуть этот "замечательный" узел. Оказалось всё просто. Надо было зажать шток в здоровые тиски и повиснуть на рукоятке, а также нагреть верхний корпус до состояния "да он п****ц какой горячий, не трогай его руками", а самое главное вставить спицу (куда не скажу)))) И вот тогда через полчаса танцев он отвернулся) Масло активно дымило, но краска корпуса и антифрикционное покрытие штока остались на месте. Ух. Вопрос решился. Теперь на окончательную переборку.
На картинке сверху показано, где установлено то самое злосчастное кольцо. Оно стоит между штоком клапана пропедал (самый центр) и дросселем регулировки отскока (вилка с пазом). Обязательно перед вставкой новых колечек нужно всё тщательно прочистить и смазать консистентной смазкой. Шток я поставил на синий герметик, он немного помягче, чем красный и разлагается при температуре 173°С.
В ремкомплекте были и другие резинки, поэтому по ходу я всё и поменял. В том числе там было пластиковое кольцо клапана демпфера.
Дальше собираем всё в обратной последовательности.
Давление в компенсационной камере вкачано 220PSI, в воздушной камере - 150 PSI.
В итоге получилось следующее:
1. Амортизатор работает, масло не вытекает. На регулировки реагирует.
2. Демпфер может работать лучше при заливке масла с вязкостью 20W, прям погуще чтобы было
3. Пропедал полностью не блокирует сжатие, а только лишь замедляет его. Здесь либо ошибка в геометрии болта, либо уже уставшая пружина клапана пропедала.
Вот такие дела творились в течении недели.
Следите за своим велосипедом и помните, за всем нужно ухаживать.
PS: Спасибо всем, кто так или иначе участвовал в этой интересной работе.
|