Виды спицовок.
Давайте начнем. Существует огромное количество видов спицовок. Все они разделяются по назначению и по типу используемых тормозов (дисковые или ободные). Сначала расскажу про стандартное плетение. Существует 5 видов плетений колеса. В 0,1,2,3 и 4 креста. Это так называемые тангенциальные наборы. Что это значит? Это означает, что какая либо спица пересекает другие спицы 0,1,2,3 или 4 раза соответственно. То есть спица выходит из фланца втулки под углом к касательной фланца. Из-за этого и название тангенциальный. Чем больше количество крестов, тем прочнее считается колесо. Для дисковых тормозов обычно используются плетения в 2,3 или 4 креста. Чаще всего в 3. В два креста плетение слабое, а 4 просто ненужно для рядового использования.
Что такое плетение в 0 крестов? Это - радиальная спицовка. То есть спицы, не переская друг друга, от фланца втулки отходят к ободу. В основном, такое плетение используется на триальных велосипедах, ВМХ и шоссейниках. Это связано с уменьшением веса колеса. Но такое плетение абсолютно непригодно для дисковых тормозов. То есть использовать его нужно только ободными тормозами. Не буду описывать все нюансы технологии плетения. Скорее это просто обзорная статья из серии "как выбрать нужную спицовку". А как заплести, это уже работа Вашего мастера.
Теперь поговорим о спицовках, которые встечаются не так часто. Их можно увидеть либо на колесах таких фирм, как например Mavik, либо на обычных колесах, но переспицованых мастерами по просьбе клиента. Что это за спицовки.
Полурадиальный набор
Вид спицовки, при котором правая сторона набирается тангенциальным набором, а левая - радиальным. Переднее колесо с радиальным набором дает скорее эстетическое преимущество, тогда как "полурадиальное" заднее колесо существенно более выносливо по сравнению с традиционным. Почему? Дело в том, что втулка за счёт блока звезд смещена в левую сторону. А при натяжении спиц, необходимо выставить обод по центру. То есть натяжение спиц с правой стороны очень велико, а левые ослаблены. Получается, что при педалировании или торможении натяжение спиц может доходить до ноля. Такие циклы нагрузки разгрузки приводят к разрыву спиц. Именно поэтому переборка колеса по полурадиальной схеме спасает от этой проблемы. Да и красиво это )
Неправильный полурадиальный набор
Иногда колеса спицуют так, что радиальный набор делают справа. Обычно это объясняют необходимостью обеспечить зазор между задним переключателем и спицами, особенно на колесах с необычно толстыми спицами или с необычными конструкциями фланцев. Втулка при этом должна иметь толстый монолитный корпус для обеспечения торсионной прочности (прочность на вращение) и жесткости, так как крутящий момент должен будет предаваться на левый набор спиц через корпус втулки.
Теперь немного о экзотических наборах спиц.
Красиво? На последнем фото представлено колесико, которое собирал пару лет назад. Если Вы хотите, чтобы Ваш байк выделялся из толпы городских ашанов то это для Вас!
Но осторожно. Если Вам нужно экстремально кататься, то рисковать не стоит. Слишком неравномерное натяжение спиц.
Длина спиц
Чем больше крестов, тем длиннее должны быть спицы. Наиболее удобный вот такой калькулятор Калькулятор
Я использую вот этот Расчет длины спиц
P.s. Все спицовки Вы можете сделать у меня. Обратная связь
|