Приветствую Вас Гость!

Главная » Статьи » Трансмиссия » Полезные советы

Как изнашивается привод

Каждый, наверно, в своей веложизни встречался с вопросом износа привода. Здесь имеется ввиду цепь и звезды. А "умные" "веломастера" говорят красивыми словами про растяжения и всякую прочую чепуху. И всё это выливается в тысячи две (а то и более) наших деревянных )). Знакомо? Вот! И чтобы не казаться неграмотными людьми, попробую облизать эту вот тему.

Давайте отвлечемся немного от велосипедов. Что такое привод? Это цепная передача. В ней есть ведущие звезды (система), ведомые звезды (кассета) и цепь, через которую передается вращение от системы к кассете.

Цепь ложИтся на зубья звезд и своим натяжением создает крутящий момент. Когда весь привод новый цепь ложится вот так:

На картинке для упрощения показаны только ролики цепи. То есть получается, что каждый ролик упирается в зуб цепи и нагрузка от Вашего педалирования распределяется на все зубья одновременно. Другими словами шаг на цепи и шаг между зубьями звездочки совпадает. Вроде с этим разобрались.

Дальше за счёт большого количества всяких факторов (недостаточная смазка, песок, вода, качество цепи и тд) начинает "растягиваться цепь". Почему в кавычках? Да. Цепь растягивается. Но, если Вы думаете, что удлиняются именно звенья за счёт растяжения в том смысле, в котором все это понимают, то это ошибочное мнение. Давайте посмотрим на цепь:

В одном соединении есть две наружные пластины, две внутренние пластины, ролик и ось. В две наружные пластины ось запрессовывается, то есть движений в этом соединении не происходит. Ролик вместе с двумя внутренними пластинами вращаются на оси свободно и именно они начинают изнашивать ось. Ось истирается и образуется выработка. А теперь давайте посчитаем. В цепи не менее 100 звеньев. Если, каждая ось будет изношена на 0,01мм, то вся цепь удлинится на 1мм. Если на 0,1мм - то на 10мм цепь будет длиннее новой. (к примеру, ноготь может почувствовать царапину глубиной 0,1мм). Именно из-за осей происходит удлинение цепи. Здесь ещё ничего катастрофического не происходит.

После того, как цепь начала удлиняться происходит вот что:

Ролики, которые закрашены красным (и те, которые дальше них) перестают касаться зубьев (то есть появляется разница между шагом цепи и шагом зубьев на звездочки). Для измерения удлинения цепи существуют специальные калибры с градуировкой 0,75% и 1%. Момент, когда шаг цепи изменяется критически, соответствует 0,75% удлинения. В этот момент нужно максимально быстро заменить цепь.

А теперь представьте. Допустим на задней звездочке 20 зубьев. И на каждый из них распределяется одинаковая нагрузка. И тут вместо 20, начинают работать только два. На каждый зуб приходится нагрузка в 10 раз больше номинальной! Для зубьев такие нагрузки оказываются катастрофическими и это приводит к началу активнейшего износа. Если вдруг у Вас начинает в цепь влезать 1% калибр, то зубья на кассете (возможно и на системе) уже изношены и, возможно, предстоит большое количество капиталовложений для замены ВСЕГО привода. Именно поэтому важно контролировать цепь и менять её не дожидаясь 0,75 удлинения.

Два раза я уже накалывался, когда к изношенной цепи, в которую влезало 0,75% я не покупал кассету. Но после установки новой цепи... начинался ад. По основным ходовым (а значит наиболее изношенным) звездам цепь просто прыгала. Из-за чего? Снова шаг. Здесь уже немного подругому:

Получается, что шаг новой цепи меньше, чем шаг изношенных зубьев кассеты. В зацепление здесь входят первые зубья, но так как нагрузки увеличены, а углы зацепления подверглись сильному износу, цепь начинает слетать с зубьев.

Ну и последнее. Вы можете менять цепь чаще, можете ездить в "две цепи" и тогда у вас максимально долго будут работать кассета и система. А можете проездить несколько сезонов на одном приводе, пока не не начнет рваться цепь. И уж потом можете заменить ВЕСЬ изношенный привод. Каждый для себя выбирает свою стратегию.

Категория: Полезные советы | Добавил: LSD (07.06.2012)
Просмотров: 3225 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 UserMaatRe  
0
Какой инструмент ты рекомендуешь для измерения степени износа цепи?Желательно ссылкой на CRC =)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела

Полезные советы [7]

Поиск

Наш опрос

Полезен ли оказался для Вас сайт?
Всего ответов: 47

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Среда
01.05.2024
14:37


Velolive.ucoz.ru © 2024

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz