Приветствую Вас Гость!

Главная » Статьи » Управление » Тормоза

Битва тормозов

Тормоза - самая важная часть велосипеда. У Вас может быть бюджетая трансмиссия, тяжелые колеса и резина, которая не едет, но тормоза должны всегда работать идально (или близко к этому). От них зависит не только Ваше здоровье и жизнь, но и здоровье окружающих Вас людей. Всегда важно быстро остановиться, например, на тротуаре перед ребенком или перед выбежавшим пешеходом на дороге, или перед тем козлом на лексусе, который Вас подрезал... С увеличением скорости увеличивается ответственность, которая лежит на  Вас и Ваших тормозах. Помните это, выбирая оборудование.

Здесь постараюсь рассказать всё о МТВ тормозах. Попробую обойтись без советов "Какой тип выбрать" - это должен решить каждый для себя.

Начну с V-brakes

Самые дешевые тормоза, которые используются на очень многих бюджетных МТВ велосипедах. А почему бы и нет? Тормозят? -Тормозят. По городу их вполне хватает.

Они не только самые дешевые, но и самые простые по конструкции, а следовательно и самые ремонтопригодные. Колодки универсальные, крепежи к раме и вилке тоже, тросики тормозные есть везде. Вроде всё хорошо, правда?

Давайте про минусы. Самый большой и основной минус - это их работа в различных погодных условиях. Ведь колодки прижимаются к ободу. А на него попадает много всякой дряни. В дождь - это вода... Колодки начинаю скользить по ободу. Жмешь на ручку... А велосипед, как ехал, так и продолжает ехать. Оговорюсь сразу, что с увеличением стоимости колодк, зачастую, уменьшается степень проскальзывания в мокрую погоду. Песочек. Если колодки нормально настроены, то будет очень неприятный скрежет. А представьте, что такая абразивная смесь ещё и по ободу трется. Жуть, правда? Про масло с дорог, думаю, гооворить не надо. Уже упомянул, но повторюсь. Такие тормоза изнашивают обод. При опредленной стопени износа он подлежит замене. Также они неравнодушны к кривизне колеса. Нормальный зазор между ободом и колодкой 1-2мм. Если у Вас кривое колесо, нормально работать они не будут. (хотя это может быть стимулом для поддержания обода в хорошем состоянии) Ещё один минус:

На картинке показаны силы в тормозной системе. Трос сжимает рычаги, колодки сжимаю обод, опоры пытаются разжать либо вилку, либо верхние перья рамы. Вилка изо всех сил сопротивляется этому, а вот верхние перья не могут в силу своей длины. Именно с этим связано сильное снижение жесткости ручки задних тормозов (ну ещё с длиной троса и качеством рубашек).

"Нанотехнологий" в таких тормозах не используют, поэтому принцип работы и устройство у всех одно. Но есть тормоза XTR от фирмы Shimano. Они предложили новое решение. Полезность его сомнительна, но тем не менее...

Рычажная система на колодках. То есть колодки двигаются всегда параллельно плоскости обода.

Цена зависит от материала, из которого изготовлены рычаги и колодки. Отсюда вытекает вес. Чем легче, тем дороже.

Первая ПРАВИЛЬНАЯ установка колодок очень важна. Если колодки сразу начинют изнашиваться неправильно, то исправить это почти нереально. Продолжительность их жизни снижается. 

Подведу итог. Такие тормоза хороши для города, неспешной езды, туризма, хорошей погоды и поездок в неспешном темпе с любимой девушкой. Также эти тормоза хороши, для первого велоопыта (дешево и сердито). Если Вы поймете, что они не могут удовлетворить Ваших потребностей в торможении, задумайтесь о...

Механические дисковые тормоза.

Следующая ступень эволюции тормозов - дисковая механика. 

Совершенно новая система тормозов. Абсолютно другая конструкция, по сравнению с вибрейками.

Что есть что и в чём смысл. У вибрейков торможение шло за счёт трения колодок об обод, здесь появляется тормозной диск, который принимает на себя всё усилие торможения. Диск крепится на втулку. На раму и на вилку крепятся калиперы (тормозные машинки). В них две колодки, которые по средством тяги троса за лапку и хитрого механизма зажимают между собой тормозной диск. 

Достаточно простая конструкция. Тормозные троса и рубашки самые обычные, ручки абсолютно такие же, как и на V-brakes. При всём этом, усилие на ручку необходимо прилагать гораздо меньше. Приятно. Качество торможения совсем на другом уровне. Колодки на тормозах сделаны из специальных составов. Здесь нет ограничений для износа тормозного диска. Плюс ко всему, диск находится дальше от земли, то есть всякой дряни попадает на него значительно меньше. Даже если эта самая "дрянь" попадает, качество работы почти не снижается. При этом для твердых инородных тел, на дорожке диска есть специальные отверстия. Говны не страшны! Регулировка возможна как самого калипера, так и каждой колодки в отдельности (в самых дешевых версиях подвижна только одна колодка). Настройка проще, чем у вибрейков, хотя требует большей точности.

Теперь буду критиковать. Работа диска сводится к передаче силы торможения на втулку, через спицы и на обод. Именно поэтому к спицам необходимо предъявлять повышенные требования (колесо может работать и на самых дешевых спицах, но нужно, чтобы натяжение спиц было нормальным). Вариант спицовки колес тоже важен, но об этом здесь. Ещё один минус связан с ремонтопригодностью. Внутри много мелких деталей, поэтому полевой ремонт очень тяжкое дело. Колодки тоже проблема - для каждой модели они свои. Если Вы найдете колодки, то разнообразия материалов Вы не увидите. Скорее всего Вам предложат штатную органику. В дисковой меанике присутствует слабое звено - трос. При торможении он вытягивается, сжимает рубашку, в итоге ручка имеет несколько больший ход, чем хотелось бы. Стоимость тормозов выше, чем вибрейков и весят они больше. Ещё один очень важный момент. Диск и колодки боятся масляных субстанций. При попадании, буквально перестают тормозить.

Вобще стоковая дисковая механика опасное дело (если Вы покупаете новый велосипед). Зачастую производитель экономит. Советую брать тормоза только известных фирм, например, Hayes, Avid, на край Tektro. Вероятность купить к ним нормальные колодки и запчасти в разы выше, чем, скажем, для тормозов ZOOM или каких то NONAME компонентов. Да и качество торможения Вас будет радовать.

Дисковую механику можно и нужно использовать при большом количестве всепогодной езды (будь то это недолгие поездки, например, на работу или же заезды на дальние расстояния), кататься по говнам с ними приятно. Ничего не скрипит, не пищит. Всегда хорошее торможение. Идеальные тормоза для туризма. Также можно использовать при интенсивных торможениях (например, при спусках с каких то горок) или же просто быстрой езде. С ними это делать довольно безопасно и можно быть уверенном в постоянном усилии торможения.

Дисковые гидравлические тормоза

Это вершина инженерной мысли. До сих пор такой тип тормозов является обьектом доработок и совершенствований.

Именно такой тип тормозов стоит на самых хороших велосипедах. Цена на них колеблется от 4к за комплект и до бесконечности. Кто на что горазд.

Принцип работы основан на перемещении жидкости. Есть ручка, в которую залита тормозная жидкость, есть гидролиния, которая соединяет ручку и калипер, есть калипер, в котором имеется 2 и более поршней, которые за счёт давления жидкости давят на колодки, колодки сжимают диск (можно выдохнуть). Наглядно так: 

"Возвращающая пружина" для простоты понимания. В реальной конструкции никаких пружин с таким назначением нету.

Перемещение рукояток на таких тормозах происходит за счёт одного указательного пальца (при совсем экстремальных торможениях может добавляться средний). Всего одним пальцем вы можете остановить велосипед с 40 км/ч до 10км/ч буквально за пару секунд. Такие тормоза применяются, если надо обеспечить очень высокую надежность и качество торможения. При этом ручка остается всегда легкой. Большой выбор колодок из различных материалов для конкретных условий езды.

Ну теперь минусы. Основной минус это цена. Да. Дорого. Обслуживаение тоже не из легких. Прокачка тормозов довольно кропотливое дело. По мере загрязнения поршни перестают возвращаться назад, из-за этого необходима переборка калипера. Настройка расстояния между колодками и диском возможна только путем перемещения калипера. Хотя, например в Hayes El Camino, на ручке есть регулировка зазора между колодками. Гидролиния тоже дорогая вещь. При повреждении - только замена. Найти иногда бывает сложно. Тормоза такого типа абсолютно неремонтопригодны в полевых условиях, но их надежность очень высокая. 

При выборе тормозов стоит учитывать Ваш стиль катания. Для первой гидравлики подойдут Hayes Stroke Ryde или Avid Juicy 3... Из этих двух моделей предпочтение отдаю Hayes'ам. Есть ещё тормоза от фирмы Shimаno. Да хорошие... Спорить не буду. Но... С запчастями проблема.

Все вопросы можно задать сюда или на форум.

 

Категория: Тормоза | Добавил: LSD (26.10.2011)
Просмотров: 4445 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела

Тормоза [4]

Поиск

Наш опрос

От какой фирмы у Вас тормоза?
Всего ответов: 166

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг
28.11.2024
18:45


Velolive.ucoz.ru © 2024

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz